Образец для цитирования:
Привалова И. В., Купцова Н. В. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 198-202. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-2-198-202
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
В статье обсуждаются особенности восприятия информации, представленной в современных российских электронных массмедиа. Изложенные в статье данные были получены в результате интервью, проведенных с 503 студентами экономических вузов г. Саратова и г. Москвы в период с 2011 до 2013 г. Отмечается, что для молодежной аудитории в возрасте от 17 до 24 лет информация, полученная из интернет-ресурсов, является основным источником; вместе с тем уровень доверия к данной информации постоянно снижается. Констатируется, что личностные установки предопределяют процесс восприятия информации, а социальное поведение личности регулируется при участии социальных установок. Предлагается использовать термин «интернет-обусловленное коммуникативное поведение» для описания поведения «языковой личности» – пользователя Интернета. Делается вывод, что интернет-обусловленное коммуникативное поведение культурно и социально специфично, поэтому может изучаться как сфера проявления личностных и социальных установок реципиентов, а несогласованность в действии установочного механизма может являться причиной снижения доверия к информации, которую молодые реципиенты получают с экранов мониторов своих компьютеров.
1. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002. 480 с.
2. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. 450 с.
3. Гертцог Р. Л. Характеристика установки лингвистического кода // Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1970. С. 208‒258.
4. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987. 361 с.
5. Гранник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопр. психологии. 1993. № 2. С. 72‒80.
6. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. 112 с.
7. Privalova I. Cultural peculiarities of russian audience participation in political discourse in the era of new technologies // New media and intercultural communication. identity, community and politics / eds. P. Cheong, J. Martin, L. Macfadyen. Vol. 13. N.Y., ; Bern ; Berlin ; Bruxelles ; Frankfurt/M; Oxford; Wien, 2012. 358 p.
8. Intercultural communication training : an introduction / eds. R. W. Brislin, T. Yoshida. Thousand Oaks, 1994. P. 129‒144.
9. Привалова И. В. Аксиологический анализ современного политического дискурса в российских электронных СМИ // Человек и его дискурс – 4. М., 2014. 398 с.
10. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001. 301 с.
11. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89‒106.
12. Preston P. An Elusive trans-national public sphere : Connectivity versus journalism and news cultures in the EU setting // Journalism Studies. 2009. Vol. 10 (1). P. 114‒130.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate