русская философия

Предназначение неклассического искусства как философская проблема (на материале философии В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева)

Введение. В современном мире проблема предназначения искусства сохраняет свою актуальность из-за возникновения различных форм неклассического искусства. Модернизм и постмодернизм отличаются от классического искусства, поэтому неправомерно без глубокого анализа перенести предназначение классического искусства на данные направления. Представляется целесообразным для анализа неклассического искусства рассмотреть его через оптику русской религиозной философии. Теоретический анализ. Представители философии всеединства и представитель религиозного экзистенциализма Н. А.

В. И. Засулич о философии Ф. Ницше

Введение. В статье рассматриваются творчество русской революционерки, писательницы и теоретика марксизма В. И. Засулич, историко-философские взгляды мыслительницы, которые анализируются на основе ее работы, посвященной современному идеализму и одному из его ярких представителей – Ф. Ницше. Цель работы – оценка представления В. И. Засулич философии Ф. Ницше. Теоретический анализ. Выделены работы В. И. Засулич, посвященные проблематике исследования, названы мыслители, взгляды которых дали почву для ее высказываний о Ф.

ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ «Я» В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье критически рассматриваются концепции «Я», изложенные в работах Н. Лосского, С. Л. Франка и Л. Лопатина. Изложены аргументы против идеи трансцендентности «Я» по отношению к феноменальному содержанию сознания, содержащейся в работах Н. Лосского и С. Франка. Поддерживается позиция Л. Лопатина, предполагающая имманентность «Я» содержимому сознания. 

СОФИЯ КАК ОБРАЗ ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЕВА

В статье разбирается образ Софии как вечной женственности в концепции В. С. Соловьева, анализируются предпосылки возникновения этого образа, а также исследуется роль женственности в контексте развития русской религиозной философии. София может существовать в двух основные формах – тварной и нетварной, в силу чего ключевой проблемой анализа философских взглядов Соловьева становится понимание того, что обе формы Софии имеют отношение исключительно к миру, отделенному от Бога.

Историко-философские взгляды В. И. Засулич (на примере работы «Жан-Жак Руссо. Опыт характеристики его общественных идей»)

Статья посвящена творчеству русской революционерки, писательницы и теоретика марксизма В. И. Засулич. Предмет рассмотрения – историко-философские взгляды мыслительницы, которые анализируются на основе ее работы, посвященной творчеству Ж.-Ж. Руссо – «Жан-Жак Руссо. Опыт характеристики его общественных идей», ранее остававшейся практически без внимания исследователей. Цель работы – проанализировать основные принципы подхода В. И.

Б. В. ЯКОВЕНКО О РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

В статье анализируются философские труды Б. В. Яковенко, по-
священные русской философии. Яковенко отвергает идею сво-
еобразия и оригинальности русской философии и становится
ярым противником идей Н. А. Бердяева. Несмотря на то что он
всячески отрицает национальную русскую философию, в статье
обосновывается точка зрения, согласно которой он сам находит-
ся в русле этой традиции.

РУССКАЯ ИДЕЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ

В статье рассматриваются генезис понятия «Русская идея»,
ее место в русской религиозной мысли, влияние на обще-
ственное сознание российской интеллигенции конца XIX –
начала XX вв.

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются работы малоизвестных русских фило-
софов начала XX в. И.М. Гревса и Н.П. Анциферова, посвящен-
ные проблеме конструирования социальной памяти с помощью
экскурсионных практик. Автор рассматривает методологические
предпосылки подобного отношения к прошлому и выявляет по-
тенциал использования конструктивистской методологии для
решения актуальных вопросов социальной философии.

НЕМЕЦКИЙ АКЦЕНТ ИСТОРИОГРАФИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена изучению развития историографии русской философии как научной дисциплины. Здесь рассматриваются две противоположные исследовательские точки зрения на характер русской философии: европоцентристская и самобытная. В статье указывается, каким образом европоцентристская традиция стала ведущей парадигмой в момент формирования историографии русской философии.

НРАВСТВЕННОСТЬ В ПОЛИТИКЕ: СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНТЕКСТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Вопрос о соотношении морали и политики имеет глубокие корни. Практически все мыслители, рассматривавшие политический процесс, так или иначе этого вопроса касались, делая, однако, совершенно различные выводы. Соотношение нравственности и политики особенно актуально в мире современных социальных изменений.

Страницы