Образец для цитирования:
Ваулин В. И. Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 212-215. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-212-215
Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности (БЖД). Утверждается, что возможно предложить концептуальный подход к изучению дисциплины, который включает элементы теоретических основ безопасности жизнедеятельности: понятия и категории (среда обитания, производственная среда, опасность, безопасность, безопасность жизнедеятельности, риск), закономерности и принципы (аксиомы) безопасности, критерии оценки безопасности «Предельно допустимая концентрация» (ПДК) и «Предельно допустимый уровень» (ПДУ), риск, направления обеспечения безопасности жизнедеятельности на предприятии (охрана труда, гражданская оборона, экологическая безопасность); виды ЧС (антропологические, природные, техногенные, экологические); функциональные аспекты безопасности жизнедеятельности (экономический, социальный, правовой, личностный и др.); факторы окружающей среды (физические, химические, биологические, психофизиологические, социально-психологические); уровни влияния факторов окружающей среды (оптимальный, допустимый, опасный, чрезвычайно опасный); уровни безопасности (личный, коллективный, местный, региональный, государственный, межгосударственный); методы анализа опасностей (метод потенциальных ЧС, количественные, качественные); методы защиты от опасностей; средства защиты (технические, природные, индивидуальные и др.); основы управления безопасностью жизнедеятельности: законодательные основы безопасности жизнедеятельности (система законов государства и межгосударственные законы взаимодействия); управление охраной труда: нормативные документы, оргштатная структура, методы управления безопасностью труда (профессиональный отбор, обучение безопасности труда, инженерно-технические методы, административные методы и т.д.); анализ условий труда на рабочих местах («типовые положения» – единый методологический документ, учет, аттестация, рационализация и планирование рабочих мест); управление безопасностью – оценка безопасности определяется показателями, непосредственно характеризующими состояние исследуемого объекта (параметры микроклимата, шума, запыленности и т.п.); управление гражданской обороной на предприятии; управление экологической безопасностью.
1. Месхи Б. Ч. Компетенции безопасности жизнедеятельности : стандарты и действительность // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 95–98.
2. Абрамова С. В., Бояров Е. Н., Моисеев В. В. Теоретические основы подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности // Вестн. Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 61–68.
3. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защиты окружающей среды (техносферная безопасность). М., 2011. 680 с.
4. Ляшко В. Г. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. 2007. Т. 7, № 4. С. 114–116.
5. Девисилов В. А., Павлихин Г. П. Компетенции по безопасности жизнедеятельности в стандартах высшего образования // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 179–180.
6. Девисилов В. А. Российский приоритет – человеческий ка питал // Безопасность в техносфере. 2008. № 2. С. 3–10.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate