Образец для цитирования:

Белкин А. И. Воздействие медиаинформации на сознание и поведение младших школьников в контексте проблематики судебно-психологической экспертизы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 56-62. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-56-62


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
316.6.159.923
Язык публикации: 
русский

Воздействие медиаинформации на сознание и поведение младших школьников в контексте проблематики судебно-психологической экспертизы

Статья посвящена анализу медиавоздействия на поведение и сознание младших школьников. Проблема состоит в необходимости, с одной стороны, исследования специфики медиавоздействия на сознание и поведение младших школьников, а с другой – в недостаточной разработанности данной проблемы в науке. Поставленная задача включает в себя, во-первых, необходимость определения основных характеристик медиаинформации, ее значения для сознания, поведения и обучения младших школьников; во-вторых, выявление специфики влияния медиаинформации в условиях тотальной знаковой среды информационного общества; в-третьих, уточнение значения медиаинформации как информационного канала для таких областей знания, как педагогика и судебно-психологическая экспертиза. Проведенный анализ позволил сформулировать выводы о том, что восприятие современных младших школьников основывается на сильном медиавоздействии, которое может формировать поверхностный характер мышления, что учет специфики медиавоздействия предполагает необходимость выработки педагогических программ, учитывающих особенности индивидуального опосредования медиаинформации и развивающих способность к продуктивной работе в медиасреде. Обоснован разрыв между школьным и медийным обучением. Данная ситуация обусловливает необходимость учета в области судебно-психологической экспертизы индивидуального опосредования субъектами – младшими школьниками – медийного воздействия, что дополнит целостную характеристику личности и позволит диагностировать черты характера, связанные с особенностями индивидуального восприятия, оценки и переработки поступающей информации, формирующие способность к продуктивной работе в медиасреде. 

Литература
  1. Белкин А. И. Настенные надписи Самары. Самара : Cамарский научный центр РАН, 2008. 432 с.
  2. Кириллова Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2014. 184 с.
  3. Коновалова Н. А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуз : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2004. 25 с.
  4. Енгалычев В. Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2018. 180 с.
  5. Шпет Г. Г. Сочинения. М. : Правда, 1989. 608 с.
  6. Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог : Кучма, 2006. 206 с.
  7. Гилетина С. М. Развитие эмоциональной отзывчивости младших дошкольников в игровой деятельности // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников : материалы межвуз. науч.практ. конф. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2015. С. 36–38.
  8. Шебалина Ю. Н. Социально-психологические факторы предпочтений средств массовой коммуникации // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. 2011. № 1. С. 112–118.
  9. Чижма В. С. Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2012. 24 с.
  10. Федоров А. В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 16–20.
  11. Мантуленко В. В. Образовательные возможности новых медиа // Актуальные проблемы воспитания и образования : сб. науч. ст. Самара : Cамарский ун-т, 2005. Вып. 5. С. 86–93.
  12. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестн. Харьковского ун-та. Сер. Психология. 2010. № 483. С. 48–53.
  13. Глазков В. А. Организация длительных образовательных игр как инструмент успешной социализации детей и подростков. Иркутск : Институт развития образования Иркутской области, 2015. 35 с.
  14. Тюнников Ю. С., Афанасьева Т. П., Казаков И. С., Мазниченко М. А. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 58–74.
  15. Белкин А. И. Психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя. Самара : Cамарский гос. пед. ун-т, 2007. 32 с.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate