мораль

МОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Общество должно располагать эффективными средствами регуляции поведения индивидов, оно использует мораль как универсальную систему принуждения. Мораль является средством социализации, демаркации социальных и асоциальных элементов и наказания. Понятиями, используемыми для идентификации социально неприемлемых действий, служат непристойность, стыд, вина, позор. Их содержание определяется социальными нормами, актуальными в определённом культурном контексте.

Философия «нового христианства» Ф. М. Достоевского

Статья посвящена философско-мировоззренческим взглядам Ф. М. Достоевского. Рассматривается правомерность обвинения Достоевского в «новом христианстве». На основании сравнения мыслей самого писателя и полемических высказываний о его творчестве таких философов, как В. С. Соловьёв, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, М. И. Туган-Барановский, дается характеристика «нового христианства» Достоевского.

ПРОБЛЕМА МОРАЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г. ЛАНЦА

В статье рассматривается этическая составляющая философской концепции Генриха Ланца. Являясь представителем «младшего» поколения русского неокантианства, Ланц рассматривает проблему бессмертия как имеющую свое обоснование в этике и вкладывает в понятие бессмертия неокантианскую дуальность

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА

В  статье  сделана  попытка  определить  причины  утраты  циви-
лизационной идентичности, связанной с потерей предыдущих 
ценностей  и  социальной  определенности.  Выясняется,  какую 
роль играет творческая элита в формировании культурно-иден-
тифицирующих  ориентаций  общества  в  современной  России; 
прослеживается динамика формирования и развития россий-
ской идентичности в переходный период: осуществлен анализ 
направленности  и  характера  данного  состояния  социальной 
динамики. Предлагаются пути сохранения национальной иден-

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ПРИРОДЕ ЭТИЧЕСКОГО

Статья посвящена философскому анализу природы и структуры 
поля морали, а также механизма влияния конфликта на форми-
рование  этических  норм.  Рассмотрены  философско-этические 
позиции представителей древнекитайской философской мысли, 
Античности,  И.  Канта,  Л.  Фуллера,  А.  Бадью.  В  рамках  статьи 
предлагается классификация основных типов морали по ее гене-
зису – априорного, опирающегося на идею навязывания обще-
ству моральных норм извне, и апостериорного, принимающего 

ДОБРОДЕТЕЛЬ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ

В статье проводится сопоставление таких этические категорий, 
как  «добродетель»  и  «справедливость»,  осуществляется  крити-
ческий анализ их аристотелевской интерпретации; обосновыва-
ется необходимость проблемного подхода к выявлению основ-
ных характеристик и категориального статуса понятия морали в 
этике Аристотеля и намечается новый подход к этой проблеме, 
основанный  на  использовании  этико-политических  разработок 
Аристотелем  концепции  справедливости.  Предлагается  новая