social psychology

Смысловые коды современной профессии «Учитель»: инварианты и инновации

В статье представлены результаты анализа смысловых кодов современной профессии «Учитель». Инвариантные смыслы педагогической деятельности реконструируются на основании пословиц и поговорок, которые в афористичной форме отражают и выражают коллективную мудрость, хранят и транслируют онтологические смыслы учительства, а также социальных представлений об учителе, репрезентированных обыденными убеждениями акторов о профессии «Учитель».

Духовная психология С. Л. Франка в контексте современных задач развития российской социальной психологии

Во введении отмечены точки соприкосновения идей духовной психологии С. Л. Франка с темой «поколенческого выживания», разрабатываемой в рамках метамодернизма, и метапсихологии, и актуальность духовной психологии для решения задач, стоящих перед современной российской социальной психологией. Теоретический анализ посвящен осмыслению сущности феномена духовности, связи духовного и социально-психологического в работах С. Л. Франка, развитию идей С.

Представления молодежи об искусственном интеллекте и отношение к нему

Развитие информационных технологий (ИТ) и искусственного интеллекта (ИИ) в значительной степени меняет современный мир, что поднимает вопрос о воздействии этих технологий на человека. Исследования взаимодействия человека и ИТ наиболее часто решаются в плане пользы для образования, угроз вреда здоровью, в том числе психологического, формирования зависимого поведения. Однако сфера отношений к ИИ изучена недостаточно. Цель настоящей работы – выявить представления молодежи об искусственном интеллекте и отношение к нему.

Проблема достоверности результатов социально-психологического исследования

Достоверность результатов исследования – одна из актуальных проблем социальной психологии. Более половины результатов при повторении экспериментов с использованием опубликованной методики и материалов не подтверждаются. Среди наиболее известных – проверка «тюремного» эксперимента Зимбардо. Факты недостоверности ставят под сомнение прогностическую функцию науки, создают трудности для практического применения результатов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС "ДРУГОГО": ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЭТАЛОН ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье осуществлена теоретическая рефлексия русских по-
словиц и поговорок о дружбе и дружеских отношениях. Утверж-
дается, что с их помощью транслируются социокультурные коды
и смыслы. Показано, что пословицы и поговорки, представляя
собой афористически сжатые высказывания, манифестируют
образно-эмоциональный контент и отражают национально-спец-
ифический контекст понятия «друг», который детерминируется
культурными и социально-психологическими факторами, обе-
спечивающими разные способы категоризации. Обосновывает-

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается методологический аспект психологического судебно-экспертного исследования и обсуждаются пути решения проблем, связанных с построением его методики на основании общенаучных методологических принципов. Раскрывается определяющее значение принципов системности и индивидуализации. Определяется система критериев научной обоснованности выполняемых судебно-психологических экспертиз.

ФЕНОМЕН СВЕРХЗНАЧИМОСТИ ВНЕШНИХ ОЦЕНОК И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается социально-психологический феномен как неспецифический фактор формирования дезадаптации личности, который определяется нами как феномен сверхзначимости внешних оценок. Выделяются основные направления деструктивного влияния данного феномена на различные уровни социально-психической адаптации личности и предлагается более подробное рассмотрение механизмов участия феномена сверхзначимости внешних оценок в формировании нарушений межличностного взаимодействия.