Образец для цитирования:
Ясин М. И. Представления молодежи об искусственном интеллекте и отношение к нему // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 197-201. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-197-201
Представления молодежи об искусственном интеллекте и отношение к нему
Развитие информационных технологий (ИТ) и искусственного интеллекта (ИИ) в значительной степени меняет современный мир, что поднимает вопрос о воздействии этих технологий на человека. Исследования взаимодействия человека и ИТ наиболее часто решаются в плане пользы для образования, угроз вреда здоровью, в том числе психологического, формирования зависимого поведения. Однако сфера отношений к ИИ изучена недостаточно. Цель настоящей работы – выявить представления молодежи об искусственном интеллекте и отношение к нему. Исследование построено методом очного письменного анкетного опроса среди студентов гуманитарных и социальных направлений подготовки. Полученные результаты позволяют заключить, что среди молодежи нет четкого понимания об отличиях ИИ и алгоритмизированных компьютерных программ, практические навыки использования хорошо развиты, однако осмысление, концептуализация ИИ остаются на низком уровне. ИИ оценивается молодежью как «полезный и опасный», а польза – как «общая», ее содержание сложно поддается рефлексии, а «угрозы» рассматриваются в терминах популярного медийного дискурса и популярных литературных сюжетов. Представления и отношения молодежи к ИИ позволяют создать некоторую необходимую дистанцию восприятия и обеспечить рефлексию отношений человека и сферы ИТ и ИИ. На основе выводов возможно планирование дальнейших разработок, касающихся отношения человека к ИТ и ИИ.
- Рягузова Е. В. Homo Digitalis : запрос на новую конфигурацию индивидуальности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 320–325. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-320-325
- Погожина И. Н., Подольский А. И., Идобаева О. А., Подольская Т. А. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей // Вопросы образования. 2020. № 3. C. 60–94. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
- Баркетова Т. А., Воронин Э. Е. Некоторые социальнопсихологические проблемы личности в эпоху smartтехнологий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 64–67.
- Montag C., Diefenbach S. Towards Homo Digitalis: Important Research Issues for Psychology and the Neurosciences at the Dawn of the Internet of Things and the Digital Society // Sustainability. 2018. Vol. 10 (2). Р. 415–436. https://doi.org/10.3390/su10020415
- Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий : перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. № 5 (40). С. 35–47. https://doi.org/10.31857/S020595920006074-7
- Ясин М. И.Социально-психологические характеристики экономического поведения обучающихся // Психологические особенности экономического поведения студентов на российском рынке образовательных услуг / науч. ред. О. И. Щербакова, Б. С. Васякин. М. : Издательство Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, 2019. С. 44–51.
- Лаптев В. А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 79–102. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.2.79
- Войскунский А. Е. Психология и искусственный интеллект : новый этап старого взаимодействия // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / под ред. В. В. Знакова, А. Л. Журавлева. М. : Издательство Института психологии РАН, 2018. С. 2094–2101.