социум

От субъектности к агентности в социальных и гуманитарных дискурсах XXI века

Введение. Статья посвящена проблеме настраивания исследовательской оптики в направлениях видения и понимания человека, социума и внешнего мира. С эпохи Просвещения фундаментом для подобной оптики являлась идея субъектности. В XXI в. на место субъекта претендуют множество агентов, которые не обладают человеческой природой. Теоретический анализ. Помимо природы как таковой и организмов, ее населяющих, роли агентов сегодня выполняют техника и технологии, в том числе цифровые.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ РИЗОМОРФНОСТЬ СОЦИУМА: ЗОНА ЭСКАЛАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РИСКОГЕННОСТИ

Статья посвящена анализу аксиологической ситуации современного общества. Автор полагает, что аксиологическая основа современного общества потеряла характеристики системы, однако продолжает оставаться целостным образованием, гомогенным по своей сути, развивающимся нелинейно в разных направлениях, не имеющим единого центра и множественным. Наиболее подходящее название для такого образования заимствовано из философии постмодернизма – ризома. Кроме того, постулируется, что аксиологическая ризоморфность детерминирует рискогенность современного социума.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

В русле институциональной теории институционализация общественных отношений начинает рассматриваться как вариант стабилизации и консолидации общества, гарантия стабильности и устойчивого эволюционного развития социума.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

В статье обсуждаются социальные коммуникации в контексте их отрицательного воздействия на человека. Вводится представление о социальных негакоммуникациях: в эпоху постсовременности взаимодействие личности и социума осложнено избыточным количеством коммуникаций, вследствие чего они лишатся положительных функций, приобретая отрицательный характер. Раскрывается сложный феномен отрицательных социальных коммуникаций, последовательно анализируются социальные коммуникационные потоки, выступающие в качестве объектов отрицательного влияния социума на индивида, механизмы этого влияния и последствия.

Теория справедливого государства в философской концепции институционального человека

Антагонизмы в развитии современных социальных отношениях вновь делают актуальной проработку идеи создания комфортных условий жизни для человека в социуме. Это обстоятельство предполагает переоценить теорию справедливого государства в контексте философской концепции институционального человека, предметно осмыслив институциональную организацию социума, сопоставив ее с вариативностью задач современной демократии.

Рецензия на книгу: Папаяни Ф. А. Имперское будущее России / Противоборство идеологических проектов XIX–XXI вв.

Российское пространство в XIX–XXI вв. превратилось в жесткое поле противостояния идеологических проектов, каждый из которых претендует на статус базового фактора формирования мировоззрения тех людей, от которых зависят сегодняшний и завтрашний дни России. Ключевая идея монографии – идеология как морально-этический канон поведения людей и властно-политического регламента социума; цель – выявить историческую сущность идеологических концептов в России периода XIX–XXI вв. Монография обращена к тем, кого волнует судьба России и от кого зависит ее будущее.

Медиапространство: социально-философский анализ

Целью данной статьи является анализ различных подходов к изучению проблематики медиапространства в современном обществе, а также определение четких общих характеристик, приписываемых медиапространству в различных теориях медиа в социальной философии. В поисках универсального определения феномена медиапространства рассматривается социально-философская категория медиапространства, понимаемая как особого рода реальность, включающая в себя базовые компоненты социализации современного человека в рамках не только социальных институтов, но и культуры в целом.

Онтология ландшафта : пространственно-временной континуум

В статье рассматривается феномен пространственно-временного континуума ландшафта. Особое внимание автор уделяет проблеме жизнеустройства человека в сложной системе и совокупности всех компонентов природного и природно-антропогенного ландшафтов. При изложении сущности пространственно-временного континуума ландшафта акцент сделан на исследовании опасной трансформации, которая происходит при антропогенном воздействии на природные комплексы коренного ландшафта, что отрицательно сказывается на условиях жизнедеятельности человека как социального субъекта.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС "ДРУГОГО": ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПОРЯДОК СОЦИУМА: ПЛАТОНО-АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

В  статье  рассматриваются  проблемы  институционального  человека  как  представителя 
сообщества в философском наследии Платона и Аристотеля. Отмечено доминирующее 
влияние культуры и образования на сущность обладателя моральных и интеллектуальных 
свойств. Особое внимание уделяется раскрытию качества институционального человека 
и его функциональной согласованности с порядком социума. Высвечивая специфические 
особенности и свойства этого человека в области культуры миропонимания, статья рас-

Страницы