TIME

Реляционный аспект неэмоциональности

Введение. В статье представлен реляционный аспект неэмоциональности как вида познания и научного освоения действительности в частности. В центре внимания находятся неэмоциональные состояния, которые оказывают влияние на научную деятельность и характеризуют современный тип научной рациональности, а также реляционная концепция времени. Целью исследования становится изучение онтологических источников феномена неэмоциональности, условий и отношений, приводящих к креативным решениям. Теоретический анализ.

Практика рецепции пространства и времени в экзистенциально-феноменологической перспективе

Введение. В философских исследованиях последних лет можно отметить появляющийся интерес к проблематике пространства и времени в аспекте связи данных понятий с экзистенциально-феноменологической методологией. Теоретический анализ. В статье анализируются некоторые современные подходы к проблеме пространства и времени в контексте указанной методологии, а также подходы, которые либо находятся в оппозиции к феноменологической традиции, либо пытаются сформировать смежное понимание указанной проблемы.

Рефлексивное представление о родительских отношениях как детерминанта темпоральности взрослого

Введение. Родительское отношение является условием развития ребенка, включая его темпоральные характеристики – особенности отношения ко времени. Теоретический анализ. Отношение ко времени как проявление темпоральности взрослого обусловлено рефлексивным представлением о родительском отношении к нему. Существуют различия в представлениях о родительских отношениях у субъектов с временной зависимостью, индифферентностью и пластичностью как проявлениями темпоральности взрослого. Эмпирический анализ. Респондентами выступили 209 человек в возрасте от 25 до 31 года.

«МЕТАМОРФОЗЫ ЗЕРКАЛА» В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОЧИЩЕНИЯ УМА

Статья посвящена сравнительному анализу феноменологического опыта «чистого сознания» в различных традициях – как сакральных, так и десакрализованных. Сравниваются разнообразные модификации символики зеркала, к которым приводят сходные приемы «очищения ума» в феноменологическом опыте разных традиций. Рассматривается специфика опыта православия в его отношении к символике зеркала. 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Целью данной работы является выявление особенностей развития представлений о пространстве и времени в философии и науке, что в перспективе позволяет обнаружить принципы трансформации философских категорий в категории научные. В статье проводится анализ содержания категорий пространства и времени в рамках классической философии и науки. Автор рассматривает основные онтологические концепции эпохи Возрождения и Нового Времени, сравнивает и анализирует характеристики моделей пространства и времени.

Христианский мистический опыт в панораме трансформаций неклассических онтологий бытия-во-времени

В статье исследуются траектории как пересечения, так и дивергенции между философскими и религиозно-мистическими онтологиями бытия-во-времени. Формулируется вывод, согласно которому душа конституируется в качественно ином времени, нежели «Я». Если душа является местом соединения времен, то «Я» обитает в топосе разрыва времени. Выход из времени в вечность предваряется трансформацией темпоральности собиранием времени в модусе настоящего. В мистических традициях такая трансформация может совершаться в противоположных направлениях: как расширения настоящего, так и сжатия мгновения.

Время в цифровой истории

В статье рассматривается проблема репрезентации образа времени в цифровой истории. Под цифровой историей понимается научное направление, которое в рамках эпистемических арен, объединяющих ученых-гуманитариев, интернет-пользователей, цифровые технологии и медиа, изучает историю цифрового общества, т. е. влияние на историю человека и человеческого общества информационно-компьютерных технологий, а также историю их создания и применения.

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры.

Онтология ландшафта : пространственно-временной континуум

В статье рассматривается феномен пространственно-временного континуума ландшафта. Особое внимание автор уделяет проблеме жизнеустройства человека в сложной системе и совокупности всех компонентов природного и природно-антропогенного ландшафтов. При изложении сущности пространственно-временного континуума ландшафта акцент сделан на исследовании опасной трансформации, которая происходит при антропогенном воздействии на природные комплексы коренного ландшафта, что отрицательно сказывается на условиях жизнедеятельности человека как социального субъекта.

ВРЕМЕННЫЕ МОДУСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу темпоральных характеристик соци-
альной идентичности. Подчеркивается, что осознание индиви-
дом времени своего существования выступает в качестве важ-
нейшего условия осмысления им своей идентичности и средства
ее структурирования. Выбор человеком определенного вектора
времени детерминирован социокультурными факторами и опре-
деляет его систему ценностей и тип поведения в социуме, а в
конечном счете – специфику определенной культурной модели.
Усвоение стандартов времени помогает человеку успешно ори-

Страницы