Cite this article as:
Линченко . А. ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 4, pp. 24-29. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2014-14-4-24-29
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена особенностям рассмотрения проблемы
исторического сознания молодежи в современной немецкой
философии; анализируются основные модели исторического
сознания молодежи, сложившиеся в немецкой философии и со-
циально-гуманитарном знании в конце XX – начале XXI в. Про-
изведен сравнительный анализ статических и динамических мо-
делей; подчеркивается, что проблема исторического сознания
молодежи имеет приоритетное значение среди современных
исследований исторического сознания. Историческое созна-
ние молодежи из отдельного аспекта изучения исторического
сознания начинает превращаться в самостоятельное понятие.
Важнейшей особенностью всех попыток философского осмыс-
ления феномена исторического сознания молодежи в ФРГ явля-
ется тесная связь с педагогикой и шире – дидактикой истории.
Ориентация на нарративный подход в понимании сущности,
структуры и особенностей трансформации исторического со-
знания способствовала гносеологизации, психологизации из-
учения исторического сознания молодежи, а также стремлению
рассматривать его, прежде всего, в индивидуальном контексте.
1. Jeismann K.-E. Geschichtsbewußtsein als zentrale Ka-
tegorie der Geschichtsdidaktik // Geschichtsbewußtsein
und historisch-politisches Lernen / G. Schneider (Hrsg.).
Pfaffenweiler, 1988. S. 1–26.
2. Pandel H.-J. Geschichtlichkeit und Gesellschaftlichkeit
im Geschichtsbewusstsein. Zusammenfassendes Resü-
mee empirischer Untersuchungen // Geschichtsbewusst-
sein empirisch / Bodo von Borries (Hrsg.). Pfaffenweiler,
1991. S. 3–15.
3. Borries B. von. Geschichtslernen und Geschichtsbewusst-
sein. Empirische Erkundungen zu Erwerb und Gebrauch
von Historie. Sttutgart, 1988. 256 s.
4. Линченко А. А. Проблема исторического сознания в
философии и теории истории Йорна Рюзена // Изв.
Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология.
Педагогика. 2013. Т. 13., вып. 4. С. 22–27.
5. Youth and history : a comparative european survey on
historical consciousness and political attitudes among
adolescents : in vol. A, B. / eds. M. Angvik, von B. Bor-
ries. Vol. A: Description. Hamburg, 1997. 482 p.
6. Polkinghorne D. Narrative Psychology and Historical
Consciousness: Relationships and Perspectives // Nar-
ration, identity and historical consciousness / ed. by
J. Straub. L., 2005. P. 3–23.
7. Straub J. Telling stories, making history. toward a
narrative psychology of the historical construction of
meaning // Narration, identity and historical conscious-
ness. L., 2005. P. 44–99.8. Kölbl C., Straub J. Historical consciousness in Youth.
Theoretical and exemplary empirical analyses // Fo-
rum qualitative sozialforschung. 2001. Vol. 2, № 3.
September. URL: http://www.qualitative-research.net/
fqs-texte/3-01/3-01koelblstraub-e.htm (дата обращения:
12.05.2012).
9. Kölbl C. Geschichtsbewußtsein im Jugendalter.
Grundzüge einer Entwicklungspsychologie historischer
Sinnbildung. Bielefeld, 2004. 389 s.
10. Erfahrung und Geschichte : historische sinnbildung im
pranarrativen / ed. by Th. Breyer, D. Creutz. Berlin ;
N.Y., 2010. 372 s.
Generator XML for DOAJ
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage