Образец для цитирования:

Чабан М. А. Теоретическое обоснование термина «визуальная грамотность» в условиях цифровизации общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 218-222. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-218-222


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
37.011
Язык публикации: 
русский

Теоретическое обоснование термина «визуальная грамотность» в условиях цифровизации общества

В настоящее время наблюдается тенденция к более критическому и креативному использованию цифровых графических элементов в учебных целях. Современное поколение студентов и школьников, родившееся в эпоху социальных сетей, цифровых технологий и сенсорных экранов, живет визуальным контентом. Тем не менее, будучи технически подкованными, современные потребители информации визуально неграмотны и легко поддаются на «фейки» и медиапровокации. В статье рассматривается понятийный аппарат, связанный с тематикой визуальной грамотности, в том числе визуальная культура, визуализация информации, визуализация и др. Теоретический анализ проведен на основе историко-логического подхода, эмпирический анализ (количественный и содержательный) – на основе публикаций, индексированных в РИНЦ. Сформулированы выводы о структуре, аспектах, основных компонентах визуальной грамотности в зарубежной литературе. Приводится общее определение термина «визуальная грамотность». Эмпирический анализ Российского фонда исследований доказал «пиковый» всплеск интереса к данной тематике. Обсуждаются причины такого резкого роста, предполагаемые темы исследования. Обосновывается, что развитие визуальной грамотности имеет основополагающее значение для эффективной стратегии развития современной системы образования. 

Литература
  1. Дроздова А. В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре : дис. д-ра культурологии. М., 2017. 386 с.
  2. Debes J. L. The loom of visual literacy: An overview // Audiovisual Instruction. 1969. № 14 (8). P. 25–27.
  3. Чабан М. А. Формирование визуальной грамотности у студентов в условиях цифрового разрыва // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 312–316.
  4. Чванова М. С. Методология информатизации системы непрерывной подготовки специалистов : методология, теория, практика. М. ; Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2000. 518 с.
  5. Considine D. M., Haley G. E. Visual Messages: Integrating Imagery into Instruction. Englewood : Teacher Idea Press, 1992. 317 p.
  6. Avgerinou M. D. Towards a visual index // Exploring The Visual Future: Art Design, Science & Technology. Ed. by R. E. Griffi n, V. S. Williams, L. Jung. Loretto, PA: IVLA, 2001. P. 17–26.
  7. Burmark L. Visual literacy: Learn to see, see to learn. Alexandria: VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2002. 115 p.
  8. Metros S. E. The educator’s role in preparing visually literate learners // Theory Into Practice. 2008. Vol 47. P. 102–109.
  9. Yenawine P. Thoughts on visual literacy // Handbook of Research on Teaching Literacy Through the Communicative and Visual / Arts ed. James Flood, Brice Shirley Heath and Diane Lapp. New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates, 2005. P. 1–5.
  10. Mitchell W. J. T. Visual literacy or literary visualcy / Ed. by J. Elkins. Visual literacy. New York, NY : Routledge, 2008. Vol 39, № 1. P. 11–14.
  11. Лапшева Е. Е., Храмова М. В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно-коммуникационных технологий // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 2, № 18. С. 53–56.
  12. Кащук А. А. Современный язык визуальной коммуникации // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 21. С. 58–68.
  13. Рапакова Т. Б. Формирование визуальной грамотности при обучении иностранному языку // Индустрия перевода. 2020. Т. 1. С. 171–176.
  14. Кропотова Н. В. Визуализация информации в педагогических исследованиях // Педагогический эксперимент : подходы и проблемы. 2019. № 5. С. 61–66.
  15. Столяров Б. А. Развитие визуальной культуры у учащихся в условиях музея // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 58–72.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ