Cite this article as:

Лазунина Е. . РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 4, pp. 73-78. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2014-14-4-73-78


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Heading: 
Language: 
Russian

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена рассмотрению роли социального взаимодей-
ствия в когнитивной продуктивности современных школьников. 
Особое внимание уделяется понятию «когнитивная продуктив-
ность». Выделяются факторы когнитивной продуктивности лич-
ности (способности, мотивация, готовность к усвоению знаний 
и познанию). Социальное взаимодействие в контексте учебной 
деятельности оказывает непосредственное влияние на когни-
тивную продуктивность. Оно рассматривается автором как про-
явление двух моделей отношений в группе учащихся: модели 
кооперативных отношений, когда достижение цели зависит от 
всех  участников  группы,  и  модели  конкурентных  отношений, 
когда достижение цели целиком зависит от конкретного участ-
ника группы. Автор рассматривает данные модели социального 
взаимодействия относительно когнитивных стратегий, исполь-
зуемых  школьниками  при  запоминании  и  понимании  учебных 
текстов. Делается вывод о том, что характер социального взаи-
модействия влияет на тип реализации школьником определен-
ной  когнитивной  стратегии.  Прикладной  аспект  исследуемой 
проблемы  может  быть  реализован  в  практике  организации 
учебной деятельности в рамках педагогического процесса,  а 
также при создании эффективных программ обучения на осно-
ве социально-психологических технологий.

Literature

1.   Лернер П. С. Проблемы проектирования профильного 
образования  старших  школьников  //  Инновации  в 
высшей технической школе России : вып. 2. Совре-
менные технологии в инженерном образовании. М., 
2002. С. 461–472.
2.   Захарова  И.  В.,  Шевченко  М.  Ф.,  Пылина  И.  М., 
Приказчикова  Т.  А.  Педагогические  эффекты  при-
менения  социальных  технологий  //  Социальное 
взаимодействие в различных сферах жизнедеятель-
ности : материалы III междунар. науч.-практ. конф. 
СПб.,  2013.  С.  57–60.  URL:  http://www.herzen.spb.
ru/img/files/lkkppf/socialnaya_pedagogika/Sbornik_
Soc._vzaimodeiystvie_2013.pdf  (дата  обращения: 
20.04.2014).
3.   Старчакова И. В. Социальное взаимодействие как 
элемент системы методической подготовки студентов 
в условиях многоуровневого образования // Вестн. 
МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и пси-
хология». 2012. № 3 (II). С. 91–95.
4.   Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и 
техники : тематический словарь-справочник. Орёл, 
2010. 289 с.
5.   Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 
М., 1977. 304 с.
6.   Хасанбаева Д. Х. Когнитивные механизмы формиро-
вания мотивации речевых действий на иностранном 
языке. Новосибирск, 2011. 100 с. URL: http://lib.ssga.
ru/fulltext/2011 (дата обращения: 20.04.2014).

7.   Теплов Б. М. Избр. труды : в 2 т. М., 1985. Т. 1. 329 с.
8.   Пантелеев А. Ф. Особенности запоминания текстов 
с  различной  логико-психологической  структурой : 
автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1988. 28 с.
9.   Пантелеев А. Ф. Когнитивные стратегии : феномено-
логия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. 
Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 88–93.
10.  Доблаев Л. П. Логико-психологический анализ текста 
(на материале школьных учебников). Саратов, 1969. 
172 с.
11.  Ципляева  Т.  Б.  Методическая  организация  пред-
метного плана учебного текста // Коммуникативное 
обучение. Пермь ; М., 2000. С. 35–42.

Status: 
одобрено к публикации
Short Text (PDF): 
Full Text (PDF): 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage