Cite this article as:
Лазунина Е. . РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 4, pp. 73-78. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2014-14-4-73-78
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению роли социального взаимодей-
ствия в когнитивной продуктивности современных школьников.
Особое внимание уделяется понятию «когнитивная продуктив-
ность». Выделяются факторы когнитивной продуктивности лич-
ности (способности, мотивация, готовность к усвоению знаний
и познанию). Социальное взаимодействие в контексте учебной
деятельности оказывает непосредственное влияние на когни-
тивную продуктивность. Оно рассматривается автором как про-
явление двух моделей отношений в группе учащихся: модели
кооперативных отношений, когда достижение цели зависит от
всех участников группы, и модели конкурентных отношений,
когда достижение цели целиком зависит от конкретного участ-
ника группы. Автор рассматривает данные модели социального
взаимодействия относительно когнитивных стратегий, исполь-
зуемых школьниками при запоминании и понимании учебных
текстов. Делается вывод о том, что характер социального взаи-
модействия влияет на тип реализации школьником определен-
ной когнитивной стратегии. Прикладной аспект исследуемой
проблемы может быть реализован в практике организации
учебной деятельности в рамках педагогического процесса, а
также при создании эффективных программ обучения на осно-
ве социально-психологических технологий.
1. Лернер П. С. Проблемы проектирования профильного
образования старших школьников // Инновации в
высшей технической школе России : вып. 2. Совре-
менные технологии в инженерном образовании. М.,
2002. С. 461–472.
2. Захарова И. В., Шевченко М. Ф., Пылина И. М.,
Приказчикова Т. А. Педагогические эффекты при-
менения социальных технологий // Социальное
взаимодействие в различных сферах жизнедеятель-
ности : материалы III междунар. науч.-практ. конф.
СПб., 2013. С. 57–60. URL: http://www.herzen.spb.
ru/img/files/lkkppf/socialnaya_pedagogika/Sbornik_
Soc._vzaimodeiystvie_2013.pdf (дата обращения:
20.04.2014).
3. Старчакова И. В. Социальное взаимодействие как
элемент системы методической подготовки студентов
в условиях многоуровневого образования // Вестн.
МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и пси-
хология». 2012. № 3 (II). С. 91–95.
4. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и
техники : тематический словарь-справочник. Орёл,
2010. 289 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.
М., 1977. 304 с.
6. Хасанбаева Д. Х. Когнитивные механизмы формиро-
вания мотивации речевых действий на иностранном
языке. Новосибирск, 2011. 100 с. URL: http://lib.ssga.
ru/fulltext/2011 (дата обращения: 20.04.2014).
7. Теплов Б. М. Избр. труды : в 2 т. М., 1985. Т. 1. 329 с.
8. Пантелеев А. Ф. Особенности запоминания текстов
с различной логико-психологической структурой :
автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1988. 28 с.
9. Пантелеев А. Ф. Когнитивные стратегии : феномено-
логия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия.
Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 88–93.
10. Доблаев Л. П. Логико-психологический анализ текста
(на материале школьных учебников). Саратов, 1969.
172 с.
11. Ципляева Т. Б. Методическая организация пред-
метного плана учебного текста // Коммуникативное
обучение. Пермь ; М., 2000. С. 35–42.
Generator XML for DOAJ
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage